3. Ситуативное ободрение. Данная ступень позволяет создать общий базис, на котором семейные конфликты могут конструктивно преодолеваться. Большой акцент делается на принятие и прощение партнеров, использование юмора в обычной жизни (обыгрывание конфликтных ситуаций).
В качестве методик для домашнего задания использовались Листок поощрений (список конфликтных актуальных способностей партнеров, которым присваивались своеобразные поощрительные свойства), График благодарностей (совместно с партнерами разрабатывалась схема ежедневных поощрений и ободрений друг друга),
4. Вербализация, решение и действие. Это — ключевая стадия, на которой супруги вырабатывали дальнейшую стратегию взаимоотношений. На этой стадии партнеры учатся и тренируют построение новых отношений (как супругов и как разведенных людей, родителей и т.д.). Таким образом, весь тот накопившийся багаж знаний о себе и партнере, который был собран на предыдущих стадиях, актуализируется и применяется в Плане новой жизни (это — проект новых отношений: либо у супругов он совместный, либо каждый из бывших партнеров создает свой).
5. Расширение системы целей. Создание перспективы жизни и работа с будущим. Планы партнеров на ближайшие несколько лет, выработка системы баланса в жизни. По результатам нашей работы, в ходе клинической беседы и тестов было установлено, что во всех парах произошло улучшение взаимопонимания между партнерами, появилось желание сотрудничать.
17 человек из 20 отметили повышение самооценки, из них 7 — улучшение сна и нормализацию питания. Улучшение настроения и снижение тревоги отметили все клиенты, также у 10-ти человек появилось желание снова вступать в партнерские отношения. Все пары отметили улучшение взаимоотношений с детьми, т.к. снизилось чувство вины из-за развода/расставания, появилось желание общаться с ними, у детей в 3-х парах ушло конфликтное поведение.
Четыре супружеские пары по окончании работы отказались от развода и приняли решение о продолжении взаимоотношений.
Для контроля использовались следующие тесты: тест Спилберга-Ханина (уровень личностной и ситуативной тревожности), Тест самооценки по методу Дембо-Рубинштейн (самооценка), тест эмоциональной зрелости Кириллова (авторская методика).
Доклад по теме был озвучен в рамках Международного Конгресса «Интегративные процессы в психотерапии и консультировании. Психотерапия здоровых. Медиация». 7–9 октября 2011 года, Москва, Россия.