Давайте рассмотрим типичную ситуацию, которая недавно случилась у моей знакомой и ее 13-тилетнего сына.
«На днях звонит мне сын из школы и сразу же начинает орать в трубку, что я виновата, что не положила ему в портфель «сменку»! Теперь его не пускают в школу, а у них первый урок контрольная по математике и теперь ему грозит тройка в четверти и все такое прочее. Конечно, я сразу испугалась, что, как же так, как я могла подвести ребенка, какой он бедный и несчастный, а потом что-то во мне щелкнуло, я сама не поняла как, но я так на него наорала! Кричала, что он не пятилетний ребенок и мог сам проверить и т.д. И теперь так стыдно, и не знаю, что делать».
Я думаю многие родители подтвердят, что это типичная ситуация. Ребенок вызвал сразу такую бурю эмоций у моей знакомой, что она просто не смогла с этим справиться и сорвалась. Я сама сколько раз ловила себя на том, что от наших деток эмоции иногда ТАК переполняют, и непонятно, куда их девать.
И вы совершенно верно подумали, что мы возвращаем эмоции туда же и тем же людям, кем они были вызваны! То есть, мы возвращаем свои эмоции ребенку, НО совсем не так, как мы привыкли делать! А осознанно и конструктивно.
Для начала эту эмоцию нужно заметить и отловить. Обязательно тренируйте этот навык. И не только с детьми, но и со всеми другими людьми. Чем больше вы тренируетесь, тем естественнее и легче вам будет отлавливать и осознавать свои эмоции.
Теперь, самое непривычное — признать, что вы испытываете «негативную» эмоцию, и таким образом вы разрешите ей существовать. Может быть, вы не привыкли это делать и вам будет казаться, что испытывать такие эмоции — плохо или что, это не эффективно. Но помните, что на «скрывание» эмоции или ее подавление вы тратите в разы больше энергии, причем практически всегда эти мероприятия обречены на провал. Возможно, сначала вам будет тяжело признавать свои «негативные» эмоции, но вспомните, что признание самого факта их наличия — это уже половина успеха!
Понять, какую именно эмоцию вы испытываете и для чего она нужна. Цели эмоций и их описание смотрите ЗДЕСЬ.
Какие эмоции испытывала моя знакомая из нашего примера? Конечно, гнев, но в самом начале у нее был страх, который был вызван якобы ее плохой функцией матери (забыла сменку положить), чего она очень сильно испугалась, и чтобы справится с этим страхом, он был заменен более сильной эмоцией — гневом!
А вот теперь пришло время вернуть ту эмоцию, которую вы испытали, ребенку, который ее вызвал. Но это надо сделать так, чтобы:
Хорошей формулировкой будет Я-высказывания, то есть фразы говорящие про то, что и как ВЫ чувствуете, но не то, что кто-то заставил вас так чувствовать.
«Я сейчас чувствую злость, потому что…».
«Мне сейчас было страшно за тебя, потому что…».
Но самое главное, это ваш тон и интенсивность высказывания. Если вы будете громко и экспрессивно выражать свои эмоции, то малыша можно испугать, а подросток может принять это за ваше бессилие. Прежде чем начать говорить, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, это может вам успокоиться.
Например, моя знакомая из приведенной выше ситуации могла рассказать своему сыну какие эмоции она испытывала: «Сынок, сначала я конечно расстроилась из-за того, что ты забыл свою сменку и не смог попасть не контрольную. Но меня злит, что ответственность за контроль сменки в твоем рюкзаке лежит на мне. На мой взгляд, ты уже достаточно взрослый, чтобы контролировать это самому. Если тебе нужна моя помощь в этом, ты всегда можешь об этом меня попросить».
Тренируемся делать это каждый раз, когда у вашего ребенка появится желание испытать вас на прочность. Пробуйте, и у вас точно получится!
А если у вас возникли какие-то вопросы или вам нужна помощь, вы всегда можете обратиться в нашу Студию.
Также мы предлагаем вам посетить наш Семинар для ответственных родителей «Знакомим ребенка с эмоциями», в котором мы подробно рассказываем как познакомить вашего ребенка с эмоциями, развивать его эмоциональный мир в разном возрасте, научить эффективно управлять своими эмоциями и конструктивно взаимодействовать с окружающими. А также поговорим о развивающих играх, карточках и упражнениях для развития эмоций.